Таблица масс грузов и применяемых грузозахватных приспособлений. Перечень грузозахватных приспособлений и тары

22.01.2024

1. Классификация грузов

В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:

  1. Штучные нештабелируемые грузы () – металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д. Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому единых типовых способов строповки их, пригодных для всех грузов этой группы, не существует.
  2. Штучные штабелируемые грузы () – прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, шлакоблоки, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, лестничные марши, ящики, бочки и др. изделия геометрически правильной формы.
  3. Насыпные грузы () транспортируются в таре, грейферами, транспортерами и др. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала и ограничивающих поверхностей (уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, известь, мелкая металлическая стружка и т.п.).
    Рисунок 1.3 – Насыпные грузы
  4. Полужидкие пластичные грузы – грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную форму или с течением времени затвердевать. К таким грузам относятся бетонные массы, растворы, известковое тесто, битумы, смазывающие вещества и т.п. Вязкость полужидких грузов и зависание их на стенках ёмкостей транспортирующих средств, способность быстро схватываться и твердеть (бетон, раствор и др. грузы) затрудняют их транспортировку. Такие грузы должны транспортироваться в специальной таре.
  5. Жидкие грузы – грузы, не имеющие определённой формы, транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ковшах и т.д. (вода, жидкие горючие и смазочные вещества, кислоты, щелочи, мастики, и т.д.).
  6. Газообразные грузы транспортируются обычно под давлением в баллонах (), других сосудах и трубопроводным транспортом.

    Рисунок 1.4 – Контейнер для баллонов

В зависимости от массы грузы делятся на четыре категории:

  1. Легковесные грузы – грузы массой не более 250 кг. К ним относятся такие материалы, как войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, лёгкие детали машин и др.
  2. Тяжеловесные грузы – грузы, масса которых находится в пределах от 250 кг до 50 т. К тяжеловесным грузам относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т.
  3. Весьма тяжёлые грузы – грузы, масса которых превышает 50 т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации.
  4. Мёртвые грузы – особая категория грузов неизвестной массы. Мёртвыми считаются грузы, закреплённые на фундаменте анкерными болтами, зарытые в землю, примёрзшие к земле, прижатые другим грузом, а также поднимаемые при косой чалке. Поднимать мёртвые грузы краном запрещается.

В зависимости от формы и размеров грузы делятся на:

  1. Габаритный груз – груз, размеры которого не превышают габариты подвижного состава железных дорог, а для автомобильного и другого вида наземного безрельсового транспорта – норм, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
  2. Негабаритный груз – груз, размеры которого выходят за габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта. Негабаритными грузами могут быть большие котлы, машины, трансформаторы и т.п. Размеры нарушений габарита не должны превышать определённых величин, при которых ещё возможна перевозка груза за счёт сокращения зазора между габаритами приближения строений и подвижного состава.

В зависимости от величины нарушения габарита грузы разделяются на пять степеней негабаритности , каждая из которых имеет свои предельные очертания. На негабаритном грузе при перевозке его по железной дороге указывается соответствующая степень негабаритности.

Длинномерные грузы составляют особую группу грузов (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции и т.п.), которые перевозятся на специальных железнодорожных платформах или трайлерах. Негабаритные, сверхгабаритные и длинномерные грузы разрешаются к перевозке в вагонах или на платформах только после утверждения схемы погрузки отделением или управлением железной дороги.

2. Что стропальщику нужно знать о грузе?

Для подъема груза должны быть известны его масса, центр тяжести и схема строповки.

Определение массы груза может быть произведено по формулам:

  • для простых грузов – Q = m · V ;
  • для сложных грузов – Q = m · V i ,

где Q – масса груза, m – удельная масса (численно равна плотности) материала, V – объём груза, V i – сумма всех частей объёмов груза.

Удельная масса часто встречающихся материалов приведена в .

Удельная масса материалов

Материалы

Удельная масса, кг/м 3

Материалы

Удельная масса, кг/м 3

Песчаник

Древесина:

– твёрдая

– берёза

– расплав

Земля глина

– влажный

Как должен действовать стропальщик, если неизвестна масса груза?

Стропальщику запрещается производить строповку грузов, масса которых неизвестна. В этом случае стропальщик должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и получить у него сведения о массе груза.

Что такое центр тяжести груза? Где он расположен?

Центр тяжести груза – это точка, относительно которой груз уравновешен во всех направлениях.

Центр тяжести грузов простой формы (куб, параллелепипед, цилиндр, шар) располагается в их геометрическом центре. Положение центра тяжести груза должно быть обозначено манипуляционным знаком, если он смещён относительно геометрического центра груза. В этом случае также может быть указано место строповки груза манипуляционным знаком ().

Рисунок 2.1 – Использование манипуляционного знака

Как выполнить строповку с учётом расположения центра тяжести груза?

Груз, застропленный без учёта расположения центра тяжести, может оказаться в неустойчивом положении.

Груз будет устойчив, если его центр тяжести расположен между местами строповки. Обвязывать груз одним стропом в месте расположения центра тяжести допустимо при длине груза не более 2 м.

Какие строповочные детали могут иметь грузы?

Зацепка грузов ветвевыми стропами – более простой и безопасный способ, чем обвязка. Для зацепки грузы могут иметь петли, рым-болты (), отверстия, цапфы (цапфой называют подшипниковую или опорную часть оси или вала).

Рисунок 2.2 – Рым-болт

Что указывают манипуляционные знаки и знаки опасности?

Манипуляционные знаки указывают способ обращения с грузом. Их наносят на упаковку, тару или непосредственно на груз. На показана часть манипуляционных знаков, которые необходимо знать стропальщику.

Рисунок 2.3 – Манипуляционные знаки

Знаки опасности наносят на грузы, которые при перевозках и погрузочно-разгрузочных работах могут нанести вред людям и окружающей среде. Знак опасности представляет собой квадрат, установленный на ребро, в котором изображен символ, указывающий вид опасности (взрывоопасность, пожароопасность, токсичность, радиоактивность и тому подобное).

Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами стропальщик должен пройти инструктаж.

Рисунок 2.6 – Транспортирование грузов со свободной укладкой на петлевые стропы

10. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза ().

Рисунок 2.7 – Строповка грузов цепными стропами

11. Перемещение груза с помощью крюковых стропов показано на .

Рисунок 2.8 – Установка крюка стропа в проушине

12. Строповку грузов из штабелей (металлопроката, труб, леса и т.п.) производить в следующей последовательности:

  • на наиболее выступающий конец конструкции, находящейся в верхнем ряду, надевается петля кольцевого стропа, висящего на крюке двух- или четырёхветвевого стропа;
  • стропальщик отходит на безопасное расстояние и даёт команду приподнять конец груза на высоту 0,4-0,5 м;
  • стропальщик подходит сбоку к приподнятому грузу и подводит под него деревянные подкладки сечением 100×100 мм на расстоянии ¼ от его концов (при подъёме труб, брёвен на подкладке должны быть упоры от раскатывания груза);
  • стропальщик отходит на безопасное расстояние и даёт команду опустить груз на подкладки и ослабить строп (под безопасным расстоянием понимается расстояние до мест, которые находятся за границей опасной зоны при соответствующей высоте подъёма; эти места не должны находиться в опасной зоне);
  • стропальщик подходит к грузу и с помощью металлического крюка (из проволоки диаметром 6 мм) подводит кольцевые стропы под груз на расстоянии ¼ длины груза от его конца, затем снимает первый строп, а подведенные кольцевые стропы затягивает на «удавку» и надевает на крюки двух- или четырёхветвевого стропа;
  • стропальщик даёт команду на подъём груза на высоту 20-30 см, убеждается в надёжности строповки и подаёт команду на дальнейшее перемещение груза.

13. Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме металлопроката).

14. Расстроповку конструкций, установленных в проектное положение, следует производить только после их постоянного или надёжного временного закрепления.

15. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Во избежание самопроизвольного выпадения грузов тара должна загружаться на 100 мм ниже её бортов.

16. Для монтажа конструкций на высоте необходимо использовать грузозахватные приспособления с дистанционной расстроповкой.

4. Выбор грузозахватных приспособлений

Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

16.21. Для грузовых подъемников, имеющих консольную стрелу, в составе ППР должны разрабатываться схемы строповки грузов с таблицей масс грузов и применяемых грузозахватных приспособлений.

16.22. Находящиеся в эксплуатации подъемники снабжаются табличками с указанием регистрационного номера, грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования, наименования владельца и номера его телефона.

16.23. Совместная работа строительного подъемника с грузоподъемными кранами производится в соответствии с таблицей совместной безопасной работы, при этом мачта (шахта) подъемника всегда должна быть ниже монтажного горизонта не менее чем на 0,5 м.

Перемещение стрелы крана с грузом на крюке над подъемником возможно только при неработающем подъемнике.

На период работы крана в зоне работы подъемника последний должен быть отключен, а ключи от шкафа электропитания, рубильника, дверей кабины, нижнего ограждения подъемника должны находиться у машиниста подъемника. Работа подъемника прекращается при условии, если расстояние от опасной зоны крана до подъемника менее 2 м, опасная зона при этом определяется по высоте перемещения над уровнем выхода из кабины.

Для обеспечения совместной безопасной работы кранов и подъемников предусматривается установка единого рубильника для кранов и подъемников - в одном положении рубильника работает только кран, в другом - только подъемник, в третьем - линия обесточена и механизмы не работают. Установка в соответствующее положение рубильника производится лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами. При совместной работе крана и подъемника на монтажном горизонте у подъемника может устраиваться световая сигнализация, которая включается с включением электропитания подъемника, и во время ее свечения машинист крана не должен подводить к подъемнику груз на величину опасной зоны, предусмотренной в ППР. По мере возведения здания сигнализация переставляется с одного монтажного горизонта на другой. Световая сигнализация должна быть хорошо видна из кабины крана.

Совместная работа грузового или грузопассажирского подъемника с фасадным подъемником (люльками, платформами) не допускается, если фасадный подъемник находится в пределах опасной зоны работы других подъемников.

16.24. О совместной работе грузопассажирского подъемника и башенного крана в соответствии с графиком их работы с машинистом-проводником и машинистом крана проводится специальный инструктаж с записью в журналы этих машин.

16.25. Основные правила пользования подъемником вывешиваются на посадочных (погрузочных) площадках.

Они содержат указания о порядке и способах загрузки, порядке обмена сигналами между машинистом и рабочими, открытии и обслуживании дверей, запрещении или разрешении выхода людей на грузовую платформу, а также другие указания и требования. У всех мест загрузки или разгрузки подъемника делаются надписи, указывающие массу предельного груза, допускаемого к подъему или спуску.

16.26. Нахождение людей под поднимаемым грузонесущим устройством запрещается на все время работы подъемника.

Перед подъемом платформы с грузом машинист обязан предупреждать работников, обслуживающих подъемник, о необходимости их выхода из опасной зоны и до тех пор, пока они находятся в опасной зоне, не поднимать платформу.

16.27. При подъеме груза необходимо сначала поднять грузовую платформу на высоту не более 200 мм, убедиться в исправности тормозов и устойчивости мачты и только после этого продолжить подъем на требуемую высоту.

Подъем и опускание на грузовой платформе людей, а также огнеопасных и взрывоопасных грузов не допускается.

16.28. Работа подъемника при скорости ветра, превышающей допустимую, при температуре, ниже предусмотренной паспортом, при снегопаде, дожде или тумане, а также в темное время суток или при отсутствии необходимого освещения запрещается.

16.29. Перед началом работ машинист подъемника проводит осмотр и проверку подъемника, убеждается в исправности ограждений опасной зоны, наличии предупреждающих надписей и знаков безопасности.

16.30. На схеме привязки подъемника в проекте производства работ показываются:

Существующая ситуация с имеющимися и проектируемыми подземными, надземными и воздушными коммуникациями и участком возводимого здания (сооружения), его осями, отметками проемов и перекрытий;

Подъемники с кабиной (платформой) в верхнем и нижнем положении с горизонтальной и вертикальной привязкой;

Опорная плита или фундамент с горизонтальной и вертикальной привязкой;

Опасные зоны (от подъемника и здания) и сигнальное ограждение вдоль них;

Складирование материалов и других грузов;

Пандус и козырек у входа в кабину грузопассажирского подъемника;

Площадки и пандусы на этажах и крыше;

Навес для моториста грузового подъемника;

Ограждение краев перекрытий и покрытий при отсутствии ограждающих конструкций (вдоль фасада здания);

Закрывающиеся проемы;

Временные дороги (подъезды к подъемнику) и пешеходные дорожки;

Крепление подъемников.

16.31. Фасадные подъемники (люльки) подвешиваются к консолям, устанавливаемым на кровле здания (сооружения).

Конструкция консолей фасадных подъемников (люлек) должна предусматривать их разборку на отдельные узлы, позволяющие переносить их вручную.

16.32. Одноподвесная люлька подвешивается на одном подъемном канате и должна иметь один предохранительный канат, двухподвесная - два подъемных каната и два предохранительных.

Несущие стальные канаты, применяемые для подвески и подъема фасадных подъемников (люлек), должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат завода-изготовителя об их испытании.

Движение канатов при подъеме и опускании фасадных подъемников (люлек) должно быть свободным. Трение канатов о выступающие конструкции не допускается.

16.33. Свободно установленные подъемные лебедки фасадных подъемников (люлек) пригружаются балластом. Минимальная масса балласта должна соответствовать двукратной величине расчетного тягового усилия лебедки.

16.34. При установке фасадных подъемников (люлек) расстояние от их выступающих частей (не считая опорных роликов, на которые может опираться люлька при подъеме) до выступающих частей здания должно быть не менее 200 мм.

Запрещается устанавливать вылет консолей от наружной плоскости стены здания до оси грузового каната фасадного подъемника (люльки) свыше 550 мм. Крепление канатов к консолям нужно проверять систематически, после каждой передвижки люльки на новую захватку. Подкладки или упоры для консолей должны быть связаны с консолью цепью или канатом во избежание их случайного падения на землю. Предохранительные и грузовые канаты должны надежно натягиваться грузами, расположенными на высоте не менее 200 мм от земли. Предохранительные канаты смазке не подлежат.

16.35. Запрещается совместная работа двух и более фасадных подъемников (люлек) в одной вертикальной захватке. Расстояние между электрическими фасадными подъемниками (люльками) по горизонтали при их работе на вертикальных захватках должно быть не менее 3,5 м.

Запрещается соединять два фасадных подъемника (люльки) между собой путем устройства переходных настилов и стремянок или установки переходных лестниц.

16.36. В местах работы фасадного подъемника (люльки) устанавливаются стенды с перечнем и массой перемещаемых грузов.

Во время работы с фасадных подъемников (люлек) дверные и оконные проемы закрываются наглухо деревянными щитами или на закрывающиеся устройства створок рам. Подъемники (люльки), с которых не производится работа, должны быть опущены на землю.

16.37. При работе фасадного подъемника (люльки) согласно требованиям п. 4.5.12 ПБ 10-518-02 необходимо соблюдать следующий порядок:

Вход в люльку и выход из нее должны осуществляться при нахождении люльки в крайнем нижнем положении;

Рабочие люльки должны проходить медицинский осмотр в установленном порядке на право работы на высоте;

Рабочие люльки должны работать в касках и с предохранительным поясом, пристегнутым к элементам конструкции люльки;

Рабочим люльки запрещается садиться или вставать на перила, устанавливать на пол люльки предметы для увеличения высоты зоны работы;

Масса рабочих с инструментом (грузом) не должна превышать установленную паспортную грузоподъемность люльки.

1. Подбор стропов к перемещаемым грузам

Выбор стропов начинают с определения массы груза и расположения его центра тяжести. Если на грузе таких обозначений нет, то необходимо уточнить эти параметры у лица, ответственного за производство грузоподъемных работ. Во всех случаях необходимо убедиться в том, что груз, подлежащий перемещению, может быть поднят имеющимися в вашем распоряжении грузоподъемными средствами. Определив массу поднимаемого груза и расположение центра тяжести, затем определяют число мест застропки и их расположение с таким расчетом, чтобы груз не мог опрокинуться или самостоятельно развернуться. Из этого расчета выбирают строп или подходящее грузозахватное приспособление. Одновременно следует учитывать длину выбираемого многоветвевого стропового грузозахватного приспособления.

При выборе длины стропа следует исходить из того, что при малой длине угол между ветвями строп будет больше 90°, а при большой длине - теряется высота подъема груза и возникает возможность его кручения. Оптимальные углы между ветвями строп находятся в пределах 60 – 90° (рис.1).

При выборе строп следует также определить, из каких элементов должна состоять гибкая часть стропа (стальной канат или цепь, или другой вид жестких строп и т. п.) и какие концевые и захватные элементы целесообразнее использовать для подъема конкретного груза.

Рис.1. Схема распределения нагрузок на ветви стропа: I – рекомендуемая зона захвата груза; II – не рекомендуемая зона захвата груза

2. Выбор грузового стропа

Определив массу поднимаемого груза, далее необходимо правильно выбрать строп с учетом нагрузки, которая возникает в каждой его ветви. Нагрузка, приходящаяся на каждую ветвь, меняется в зависимости от числа мест зацепки груза, от его размеров, от угла между ветвями стропа, от длины его ветвей. Усилия, возникающие в ветвях стропа при подъеме груза, можно определять двумя способами (рис.2).

Рис.2. Схема натяжения стропа.

3. Способы расчета усилий в ветвях стропа

1. Нагрузку, приходящуюся на каждую ветвь стропа, можно определить по первому способу так
S = G g/(k n cosα), (1)
где: S — Натяжение ветви стропа. H (кгс)
G – Вес груза. H (кгс)
g – ускорение свободного падения (g=9,8 м/с2)
n – Число ветвей стропа.
α – Угол наклона ветви стропа (в градусах).
2. Заменив для простоты расчета ~1/cosα коэффициентом m, получим
S = m G g/(k n), (2)
где: m – Коэффициент, зависящий от угла наклона ветви к вертикали;
при α = 0º — m = 1
при α = 30º — m = 1,15
при α = 45º — m = 1,41
при α = 60º — m = 2,0.

Канаты должны быть проверены на прочность расчётом: P/S ≥ k,
где: P – разрывное усилие каната в целом в H(кгс) по сертификату.
S – наибольшее натяжение ветви каната H(кгс).
k – должен соответствовать указанием таблицы — коэффициент запаса прочности:
для цепных = 5
для канатных = 6
для текстильных = 7.

Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2), приведены в табл. №1:
Таблица.№ 1. Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2).

4. Примеры.

Пример №1.

При подъеме груза массой 1000 кг, числом ветвей стропа n = 4 и α = 45° имеем
S = 1,42 10 000 9,8/(4 0,75) = 46 390 Н,
Грузоподъемная сила, приходящаяся на одну ветвь стропа, равна ~50 кН.

Пример №2.

При подсчете усилий в ветвях стропа вторым способом замеряем длину С ветвей (в нашем случае 3000 мм) и высоту А треугольника, образованного ветвями стропа (в нашем случае 2110 мм). Полученные значения подставляем в формулу
S = G С g/(А n k).
Нагрузка на одну ветвь стропа S = 10 000 3000 9,8/(2110 4 0,75) = 46 450 Н, т. е. также равна ~50 кН.

Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа, прямо пропорциональна углу между ветвями стропа и обратно пропорциональна числу ветвей. Таким образом, для подъема того или иного груза имеющимся стропом необходимо проверить, чтобы нагрузка на каждую ветвь стропа не превышала допустимой, указанной на бирке, клейме или в паспорте. В соответствии с действующими правилами Ростехнадзора грузоподъемность стропов, имеющих несколько ветвей, рассчитывают с учетом угла между ветвями 90°. Поэтому, работая групповыми стропами, необходимо лишь следить, чтобы угол α не превышал 45°.

Если груз обвязывается одноветвевыми стропами, например облегченными, рассчитанными на вертикальное положение (α = 0°), то возникает необходимость учитывать изменения утла и, следовательно, нагрузки на ветви стропа.

Нагрузки, действующие на одну ветвь стропа при различных углах между ветвями, приведены в табл. 2.

Таблица.№ 2. Нагрузки, действующие на ветвь стропа, кН.

Масса груза, кг Угол между ветвями стропа
60° 60° 90° 90° 120° 120°
2 4 2 4 2 4 2 4
530 2,5 1,25 3 1,5 3,5 1,75 5 2,5
630 3,15 1,57 3,78 1,89 4,45 2,22 6,3 3,15
800 4,2 2,1 4,5 2,25 5,75 2,88 8 4
1000 5 2,5 5,75 2,78 7,6 3,8 10 5
1250 0,25 3,13 7,25 3,63 9 4,5 12,5 6,25
1600 8 4 9,6 4,8 11,28 5,64 16 8
2000 10 5 11,5 5,75 14,25 7,13 20 10
2500 12,5 6,25 14,5 7,25 17,75 8,88 25,6 12,8
3200 16 8 19,2 9,6 22,56 11,28 32 16
4000 20 10 23 11,5 28,5 14,25 40 20
5000 25 12,5 28,75 14,38 35,5 17,75 50 25
6300 31,5 15,75 37,8 18,9 44,42 22,21 63 31,5
8000 40 20 46 23 56,75 28,33 80 40
10000 50 25 52,5 28,75 71 35,5 100 50
12500 62,5 31,25 72,5 36,25 90 45 125 62,5
16000 80 40 96 48 119,8 56,4 160 80
20000 100 50 115 57,5 142,5 71,25 200 100

При строповке груза групповым стропом нагрузка на его ветви, если их более трех, в большинстве случаев распределяется неравномерно, поэтому необходимо стремиться, так зацепить груз, чтобы все ветви стропа после зацепления и натяжения имели по возможности одинаковую длину, симметричность расположения и одинаковое натяжение.

5. Техническое освидетельствование грузозахватных средств

Техническое состояние грузозахватных приспособлений проверяют осмотром и испытанием. Освидетельствованию они подлежат (табл. 3) перед вводом в эксплуатацию и периодически во время работы.

Таблица.№ 3. Нормы и сроки освидетельствования грузозахватных средств.


Грузозахватные приспособления можно не испытывать, если они новые, испытаны заводом-изготовителем и не имеют внешних дефектов. При осмотре грузозахватного приспособления проверяют его общее состояние и степень износа зажимов, гаек, шплинтов, заплеток, сварных соединений, брони и т. п. Если грузозахватные приспособления не забракованы при внешнем осмотре, то их испытывают под нагрузкой. Для этого по паспорту, журналу или расчетом определяют предельную рабочую нагрузку. По рабочей нагрузке подбирается испытательная, равная 1,25 рабочей нагрузки.

Во время испытания тарированный груз захватывают испытуемым приспособлением, приподнимают краном на высоту 200 – 300 мм от уровня пола и выдерживают на весу 10 мин. На многих заводах существуют стационарные испытательные стенды.

Если после испытания на приспособлении не обнаруживается повреждений, обрывов, трещин, остаточных деформаций, то оно считается годным. Остаточные деформации, определяют сопоставлением номинальных размеров элементов грузозахватного приспособления до испытания с фактическими размерами после испытания.

Если детали приспособления получили недопустимые по нормам остаточные деформации, то к эксплуатации оно допускается только после тщательного осмотра и пересчета на новую грузоподъемность, а также после последующего испытания. К испытанному приспособлению прикрепляют бирку, на которой указывают номер, грузоподъемность, дату испытания.

Результаты освидетельствования заносят в журнал регистрации грузозахватных средств. Журнал содержит полные сведения о каждом приспособлении: порядковый номер, назначение, техническая характеристика, наименование завода-изготовителя, дату изготовления, заключение ОТК о результатах испытания.

На каждом предприятии, строительстве, базе, где имеются грузоподъемные краны, назначают специалиста, инженера или техника-механика, ответственного за безопасную эксплуатацию кранов, грузозахватных средств и техническое освидетельствование их. В крупных организациях инженер по надзору может быть наделен правами инспектора Ростехнадзора России.

Может ли разрывное усилие в ветвях стропов превысить вес поднимаемого с их помощью груза? Задайте этот наивный вопрос стропальщикам, крановщикам, мастерам... Вряд ли большинство ответят правильно, хотя понимание ими этого вопроса является залогом безопасной работы!..

Непонимание реально может угрожать здоровью, и даже жизни, как самого стропальщика, так и окружающих его людей.

В этой маленькой статье я покажу на диаграмме Excel, как при увеличении угла между двумя стропами лавиной нарастает действующее в них разрывное усилие . Все это элементарно просто и на первый взгляд не заслуживает особого внимания, но из-за значительной важности понимания этого вопроса я решился кратко коснуться темы расчета стропов с ветвями, работающими под углом к вертикали. Для всех, кто связан с погрузо-разгрузочными работами – это очередное и, думаю, нелишнее напоминание о важности знания и соблюдения правил строповки грузов!

Расчет в Excel усилий в ветвях стропа.

Схема строповки, о которой пойдет речь, изображена на рисунке, размещенном чуть ниже этого текста.

Условия задачи:

Груз весом G с центром тяжести в точке C зацеплен за точки A и B двухветвевым стропом. Верхним кольцом строп надет на крюк крана (на рисунке не показан). Угол между ветвями стропа – α . Требуется найти усилия в ветвях стропа T при различных углах α .

Загружаем MS Excel или OOo Calc и начинаем расчет стропов!

Общие правила форматирования, которые действуют во всех файлах Excel представленных на сайте, можно посмотреть на странице « ».

Исходные данные:

1. Угол между ветвями стропа α в градусах вписываем

в ячейку C15: 30

Расчет усилий в ветвях стропа:

2. Усилие, возникающее в каждой из ветвей стропаT , выраженное в процентах от веса поднимаемого груза G рассчитываем

в ячейке C16: =½/COS (C15/2*ПИ()/180) =52%

T = 1/(2* cos (α /2))

На графике прекрасно видно быстрое нелинейное нарастание усилия в ветвях стропа (о котором мы говорили в самом начале статьи) при увеличении угла более 120 градусов! Если при угле α равном 90 градусов каждая ветвь стропа нагружена силой T равной 71% от веса груза G , то при угле α равном 120 градусов усилие в каждой из ветвей T уже равно весу груза G , а при угле α равном 150 градусов усилие в каждой из ветвей T достигнет почти двойного веса груза G !

Подбирая строп, следует знать вес груза и понимать местоположение центра тяжести для грамотного определения точек зацепов.

Важно правильно выбрать длину ветвей стропа! Правильно – это когда угол между стропами находится в диапазоне от 60 до 90 градусов. При таком угле груз наиболее устойчив от произвольных разворотов и переворотов. При этом, как правило, еще не слишком теряется высота подъема.

Исходя из вышесказанного, рекомендуется стропальщику (и крановщику, и мастеру) следить, что бы угол между стропами не превышал 90 градусов (или 45 градусов к вертикали)! Конечно, строп должен быть подобран с ветвями соответствующей грузоподъемности и необходимой длины.

Чаще всего нарушения озвученного выше правила происходят при небольшом выборе стропов или при недостаточной высоте подъема. Тогда приходится производить строповку груза с углом между ветвями большим 90 градусов, а иногда большим 120 градусов. В таком случае нужно быть трижды внимательным и перепроверить расчетом прочность ветвей стропа, не смотря на то, что они изготавливаются со значительным коэффициентом запаса прочности (5 — для цепных стропов, 6 – для канатных стропов, 7 – для текстильных стропов)!

Ответственные за безопасное производство работ, не забывайте проводить освидетельствование стропов каждые 10 дней и делать соответствующие записи в журнале регистрации грузозахватных приспособлений! Испытывать стропа необходимо через каждые полгода эксплуатации.

Чтобы получать информацию о выходе новых статей прошу Вас подписаться на анонсы в окне, расположенном в конце статьи или в окне вверху страницы.

После ввода адреса своей электронной почты и нажатия на кнопку «Получать анонсы статей» не забудьте подтвердить подписку кликом по ссылке в письме , которое тут же придет к вам на указанную почту !

Прошу уважающих труд автора скачивать файл после подписки на анонсы статей!

Буду рад увидеть Ваши комментарии, уважаемые читатели!!!

Таблица масс поднимаемых грузов

Перечень грузозахватных приспособлений для перемещения грузов при строительстве

Складирование грузов

Техника безопасности

При организации и производстве строительно-монтажных работ необходимо руководствоваться требованиями СНиП 12-03-2001, СНиП 13-04-2002, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, Правил пожарной безопасности в строительстве, ПТЭ и ПТБ стандартов ССБТ, технологических карт, карт трудовых процессов и других нормативных документов и производственных инструкций по технике безопасности.

На основе опыта строительства для предупреждения причин производственного травматизма особое внимание следует уделять правильному и неукоснительному применению средств индивидуальной защиты и правильным приемам труда при производстве СМР.

Телефонные средства связи располагаются в прорабской. Сигнализация между машинистами кранов и монтажниками осуществляется путем подачи команд голосом и условных знаков. Монтаж конструкций и подача материалов краном осуществляется только при условии прямой видимости между крановщиком и стропальщиком. Применение звуковой сигнализации через промежуточного сигнальщика не допускается.

На каждом объекте назначается дежурный по технике безопасности, который следит за соблюдением и выполнением требований нормативных документов по технике безопасности на объекте.

В ходе монтажа проемы и опасные зоны должны ограничиваться инвентарными ограждающими устройствами (леерное ограждение, ограждение лестничной площадки), инвентарными переходными мостиками и лестницами подъема на этаж. Территория строительной площадки должна быть ограждена временным защитно-сигнальным ограждением по ГОСТ 23407-78. Опасные зоны по периметру здания и действия крана должны обозначаться сигнальными ограждениями с предупреждающими знаками по ГОСТ Р 12.4.026-2001 через 15м.

Над входами в здание выполнить защитные козырьки согласно п.6.2.3 СНиП 12-03-2001.

Для предупреждения опасности падения работающих с высоты и в целях обеспечения технологичности и обеспечения жесткости и постоянного закрепления смонтированных конструкций монтаж производить в последовательности, разработанной в технологических картах.

Применяемые для производства работ подмости, стремянки, приставные лестницы, устройства, приспособления и монтажная оснастка должны быть только в инвентарном исполнении, испытаны, освидетельствованы и иметь клеймо и бирки.

Подачу материалов и конструкций осуществлять только в инвентарной таре, прошедшей освидетельствование. Грузозахватные приспособления должны периодически осматриваться, и не соответствующие ГОСТ и техническим условиям на эксплуатацию должны выбраковываться.

Все лица, находящиеся на строительной площадке, должны носить защитные каски.

Рабочие должны быть обеспечены индивидуальными защитными средствами в соответствии с отраслевыми нормами и выполняемой работой.

Работы по монтажу наружных стеновых панелей, плит перекрытия, лестничных площадок, балконов и балконных ограждений, а также работы по герметизации, заделке швов с балконных плит выполняться при помощи монтажных поясов и ПВУ-2.

Согласно стандарта предприятия СТП 6532-05-84 готовность объекта к ведению СМР должна быть комиссионно проверена до начала работ. После окончания работ по устройству ростверка монтажные работы могут быть начаты только после письменного разрешения главного инженера предприятия.

Производство работ субподрядными организациями одновременно с монтажом железобетонных конструкций должно оформляться нарядом-допуском. Совмещение монтажных и специальных в одной захватке запрещается.

Передача крана субподрядным организациям во временную эксплуатацию производится только по акту установленной формы. У всех субподрядных организаций должны быть разработаны и согласованы в установленном порядке проекты производства работ на перемещение и подачу к рабочим местам материалов краном.

Начальники участков своими распоряжениями должны назначить из числа ИТР лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Сроки осмотров:

1. стропа и тарачерез 10 дней;

2. клещи и захватычерез 1 месяц;

3. траверсычерез 6 месяцев.

© lekar-dv.ru, 2024
Lekar-dv - Медицинский портал