Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Свойства воздуха. Конспект занятия «Воздух - невидимка» в подготовительной группе Конспект занятия свойства воздуха в подготовительной группе

23.11.2023

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;

Познакомить со свойствами воды;

Расширять и активизировать словарь детей(исследование, жидкость, растворитель, газообразное состояние).

Систематизировать и углублять представления о значении чистого воздуха и воды как о факторе экологического благополучия.

Развивающие:

Способствовать развитию навыков наблюдения и экспериментирования, творческой исследовательской активности детей.

Способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование :

Глобус, мячик, игрушка капелька и воздушный шар, вещества для растворения в воде: сахар, соль, сок лимона. Прозрачные стаканы, трубочки, шарики из ваты, подвешенные на ниточке, одноразовые мешочки и ложки, камешки большого и маленького(цветные) размера, бруски деревянные; пищевой краситель(разного цвета), салфетки, фартуки – по количеству детей.

Методы и приемы :

Беседа, сюрпризный момент, физкультминутка «Капелька», опыты.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)

Воспитатель: Ребята! К нам на занятие пришли гости – воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают. Давайте расскажем и научим их.

Шар земной внесли в автобус, оказался это. .. (глобус)

Что изображает глобус? (планету)

Как называется наша планета? (Земля)

А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, .. .)

А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)

Солнце - это планета? (звезда)

Кто мне про солнышко загадку скажет?

«Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь

И заглядываешь в оконца И зовут тебя все. ..» (Солнце)

В какое время суток оно нам светит? (днем)

Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли.

(Работа с глобусом.)

Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море. ..)

А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Исследователи, ваша задача - получить как можно больше сведений о воде и воздухе. А как можно это сделать?

(Ответы детей).

Правильно, провести эксперименты. Ребята, но прежде чем приступить к опытам, вспомним с вами правила работы:

Внимательно слушать и правильно выполнять задание.

Не мешать друг другу во время опытов.

Нельзя пробовать на вкус и нюхать неизвестные вам вещества.

Аккуратно, не торопясь проводить опыт.

(дети проходят и садятся за рабочие места)

Опыт 1

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. А теперь давайте попробуем воду на вкус. Скажите, ребята, вода имеет вкус? Значит делаем

вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 2

Воспитатель: А теперь мы проверим есть ли у воды запах. Понюхаем воду. Что вы, можете сказать, имеет ли вода запах?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 3

Воспитатель: Возьмём пустой стакан и попробуем перелить воду в этот стакан. Получилось? Да. Ребята, воду можно переливать. А мы свами знаем, можно переливать только жидкости.

Вывод: вода это жидкость.

Опыт 4

Воспитатель: продолжим эксперименты с водой. Возьмите камешек в стакан с водой,

вы видите свой камешек в воде? Значит, вода какая? (ответы детей)

вывод: вода прозрачная.

Опыт 5

Воспитатель: А сейчас мы узнаем, может ли вода изменить свой цвет. Возьмём вещество, они у всех разного цвета, насыпаем в воду, перемешиваем. Вещество, которое мы, насыпали в воду, растворилось и окрасило воду.

Вывод: вода – растворитель.

Воспитатель: ребята, я хочу провести еще один эксперимент с водой, но для этого мне нужны помощники (трое ребят). Перед вами три стакана с водой, каждому по одному и для каждому я даю вещество: сахар, соль, лимон. Надо положить в стакан с водой и размешать. А теперь попробуйте и скажите ребятам какой вкус у воды получился?

Ответы детей, проводивших опыт: сладкая, соленная, кислая.

Воспитатель: Мы с вами ребята, провели эксперименты с водой. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) А каких еще свойствах воды вы знаете?

Ответы детей:

Вода может превращаться в лед, пар, быть холодной, теплой, горячей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вода помогает человеку?

(ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, где можно встретить воду в природе?

(ответы детей)

Воспитатель: Послушайте ребята, стихотворение о воде.

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, Капельке, очень понравились опыты с водой, она узнала много интересного. А теперь немного передохнем.

Физкультминутка «Капелька»

Капля-раз, капля-два, очень медленно сперва (хлопки на каждое слово)

А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом.(бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять(хлопки на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап(свободные движения раками)

Капли с холодом встречаются,

И в снежинки превращаются.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы поговорим о воздухе.

Скажите мне, а для чего нам нужен воздух? Мы ребята, исследователи и сейчас мы попробуем обнаружить воздух и почувствовать его.

(дети проходят на свои места)

Опыт1

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

Вывод: Чтоб почувствовать воздух, надо привести его в движении.

А теперь покажем вздушному шару и капельке этот предмет. Что это? (мячик)

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше?

А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко». Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.

Опыт 2

Воспитатель: Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать

Вывод: воздух не твердое тело.

Опыт 3

Воспитатель: Возьмем мешочек и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим. А через воздух мы можем разглядеть предметы, друг друга?(Да, через него все видно)

Вывод: воздух невидимый, прозрачный.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Продолжим наши исследования.

Ребята, вы сказали что воздух нам нужен, чтоб дышать. Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

Опыт 4

Воспитатель: На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.

Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.

Мы сейчас покажем капельке и воздушному шару, что означает «Выйти сухим из воды». Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим.

Что это? Стакан. А это салфетка. Потрогайте ее, она сухая?

Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.

Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

Опыт 5

Воспитатель: Ребята, возьмём камешек и опустим в стакан с водой. Что мы увидели? (пузырьки)

И еще что? (он утонул)

А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

А почему он не тонет? (потому что он легкий)

Вывод: Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в помещении, там где ездит много машин, от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня на нашем занятии? Что вы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? Каково его главное назначение?

Ответы детей: воздух бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о воде?

Вода прозрачная.

Вода это жидкость.

Воспитатель: Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

Воспитатель: Ребята, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)

А если положить сахар? Какая будет вода? (сладкая)

А если соль? (соленая)

Лимон? (кислая)

Воспитатель: а мы сможем без воды прожить?(нет, без воды нам не прожить)

Капелька и воздушный шар очень много про себя узнали. Они вам очень благодарны.

Воспитатель подводит итог занятия.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Свойства воздуха"

Автор: Макарова Ирина Вячеславовна, воспитатель МКДОУ №23 "Золотой петушок" г. Железногорска Красноярского края.

Интеграция образовательных областей :
"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"
Цель : Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи :
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приемы :
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Материал : Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички.
Демонстрационный:карточки-символы, картины «Город» и «Деревня в лесу».
Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки.
Дидактический: «Экологический светофор», «Электробытовая техника».
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика,физминутка
Игровая: д/и «Экологический светофор», «Электробытовая техника»,игровые упражнения
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций,экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счету.
Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.
ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»
СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»
ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»
ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»
ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»
ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»
-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».
-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
-А где есть воздух? (везде)
-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
-А можно жить без воздуха? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
-Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. Приклеиваем значки исследователей.

1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)

Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)

2. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
-Как можно его обнаружить? (ответы)
-А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).


А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)

3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т.д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).


Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)

4. Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.
-Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.


-Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)
Физкультминутка
Мы с вами поработали, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем массаж спины: Льется с неба синий свет, и конца у неба нет… (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинам друг друга)
Отчего оно такое? Кто нам сможет дать ответ? (Постукивают пальчиками)
Торопливый дождь косой скачет по полю босой. (Поколачивают кулачками.)
Солнце небо разделило разноцветной полосой. (Растирают ребрами ладоней)
Где ложится ветер спать? Можно ль молнию поймать? (Кладут ладони на плечи и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи.)
До чего же интересно все на свете узнавать! (Поглаживание ладонями).

5. Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.
Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.
-Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

6. А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.


Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос), и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)
-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
-Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).
-Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № 198»

Конспект занятия «Свойства воздуха»

в подготовительной группе

Выполнила: Сагитова М.В.

воспитатель МБДОУ № 198

г. Оренбург

Тема: «Свойства воздуха»

Цель: Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах.

Задачи:

    расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;

    научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

    развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;

    организовать познание детей через самостоятельный поиск;

    добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Предварительная работа:

Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,

рассматривание иллюстраций в энциклопедии;

наблюдения на прогулке за ветром.

Методы и приёмы:

словесные (беседа, рассказ) ;

наглядные (показ карточек-схем, предметов-заменителей)

практические (проведение опытов) ;

Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Материал и оборудование : презентация, полиэтиленовые мешочки, стаканы с водой, тазики, стаканы с бумажной ленточкой, трубочки, веер, фен, карточки – схемы.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же,

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Правильно!

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка». Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? (прозрачный).

Первое его свойство – прозрачность .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Опыт №1:

Воспитатель: Ребята, помашем ладошкой в лицо.

Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется. Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (на лице, около печки, костра, если включить фен)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Следовательно, воздух упругий.

А какого цвета воздух? (бесцветный).

Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

Когда его можно услышать? (дует ветер).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра).

Ветер – движение воздуха.

Воздух способен двигать предметы.

Опыт №2:

Воспитатель: салфетка на столе, подуем на неё.

Ребята, а есть ли воздух внутри нас?

Опыт №3: Коктейльный трубочки и вода в стаканах.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.

Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).

Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Это мы дуем в трубочку воздух)

Так скажите мне, есть ли внутри вас воздух? (Внутри меня есть воздух)

Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.

Рисунок «Чем мы дышим».

Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.

Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.

Стихотворение:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

С воздухом будем дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары).

Воздухом можно наполнить шарик.

Опыт №4

Воспитатель: с воздушным шаром.

Какую форму имеет шарик? Круглую.

А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? Овальную.

Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмет.

Опыт №5

Воспитатель: Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит воздух какой? (невидимый)

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух)

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

Воспитатель: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

А теперь давайте представим с вами, что мы летим на воздушном шаре.

На большом воздушном шаре

Над Оренбургом пролетая

Видим реки и луга,

Лес, поля и дом родной.

Где живем мы всей семьей.

Мама, папа, ты и я.

Очень дружная семья.

На большом воздушном шаре.

Край родной мы пролетали.

Шар воздушный как земля, Где живем и ты и я.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Воспитатель: А для чего нужен воздух человеку? (Воздух нужен человеку, чтобы дышать)

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Но не только человеку нужен воздух.

Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту? (Воздух нужен животным, рыбам, птицам)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Посмотрите внимательно на экран, (изображения природы)

Какой в лесу воздух? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .

(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

Как вы думаете, вблизи заводов, машин и курящего человека какой воздух? (ответы детей)

Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

А у нас в Оренбурге какой воздух? (ответы детей)

В каких местах у нас чистый воздух? (ответы детей)

А в каких грязный? (ответы детей)

Что же надо делать, что бы воздух был чище в нашем Оренбурге?

(Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище, но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель, продукты, игрушки и т. д. На трубы фабрик и заводов необходимо ставит фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.)

Воспитатель: У нас в группе воздух сравнительно чище, чем у дороги.

Назовите еще места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. /Около заводов, рядом с гаражами, рядом со стоянкой автомобилей, у дороги, где проезжает много машин, около свалок мусора, которые обычно горят, на бензозаправке и т.д./

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите: в каком городе хотели бы вы жить? Почему? Выставляются два рисунка: чистый город: все цветет, растет, зеленая природа и т.д., другой - заводская труба дымит, все заволокло дымом и т.д.

Другой такой же на свете нету.
Развеет над нею пожары и дым,
В обиду ее никому не дадим!"

Воспитатель: - Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своем здоровье вы можете. Как? / Не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день и т.д./

Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.

Итог занятия:

Воспитатель: Вы сегодня узнали, что воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.

Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)

Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)

Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)

Если воздух может быть в шаре, прямоугольном стакане, в спасательном круге, значит воздух (приобретает форму предмета)

Если мы дышим, значит? (есть внутри нас)

С помощью веера мы узнали, что воздух какой? (холодный)

А фен нам помог узнать, что воздух бывает каким? (горячим)

В лесу воздух, какой? (чистый)

А около завод воздух, какой? (грязный)

Мы с вами сегодня на занятие много узнали о свойствах воздуха.

Конспект оод в подготовительной группе тема “Свойства воздуха “

Цель : формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Задачи : способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах; формировать умения детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы, развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
Материал : Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию.

А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня, знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать, какой он по счету.

Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.

ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»
СОМ – НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»
ТАЗ – НАЗОВИТЕ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК – «З»
ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»
ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»
ХОР– НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»

Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».

Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
-А где есть воздух? (везде)
-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
-А можно жить без воздуха? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
– Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой).

Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей).

Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей – воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей – пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)

Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой. (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

2. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

-Как можно его обнаружить? (ответы)
-А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).

А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)

3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать.

Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т.д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)

4. Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет)

А где находится слой воды? (в нижней половине банки).

А где слой воздуха? (в верхней половине банки).

А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже, чем воздух, как бы мы не крутили банку.

Что это значит?

Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность.

Воздух легче воды.
-Убедимся в этом еще раз.

На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.

-Что происходит?

Что вы видите?

Частички воздуха поднимаются на поверхность воды

Вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)

Физкультминутка

Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влевоВыходи гулять! «зовут»Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влевоКак тебя поймать? хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на местеЧистого-пречистого воздуха найду! потирают руки

5. А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы)

П редлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух.

Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой.

Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
– Что происходит?

Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха).

Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Здоровье человека зависит и от того как мы дышим, и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.

  1. Воздух занимает место
  2. Воздух легче воды.
  3. Воздух прозрачный, бесцветный;
  4. Воздух можно почувствовать кожей.
  5. Воздух можно услышать
  6. Воздух легче воды.
  7. Чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Рефлексия.

Выполнила: Воспитатель Симаченко О. В. г. Раменское 2017 г.

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цель : формировать представления детей о свойствах воздуха.

Задачи:

Образовательные:

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха. Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность, Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксографией» и методом «оттиска» - дорисовывания при помощи мятой бумаги.

Развивающие:

1. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

2. Развивать дыхательную систему.

3. Развивать наблюдательность, любознательность.

4. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

5. Развивать умения делать выводы и умозаключения.

6. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

7. Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания музыки.

8. Развивать воображение, внимание, память и мышление.

Воспитательные:

Вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в изодеятельности, подводить их к осознанию выразительного образа. Воспитывать аккуратность в работе.

Задачи интегрированных областей:

Речевое развитие:

Совершенствовать речь как средство общения. Совершенствовать умение точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать выводы. Активизировать и обогащать словарь детей. Приучать детей к самостоятельности суждений.

Социально-коммуникативное развитие:

Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми. Формировать готовность детей к совместной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

Формировать умение передавать цветовую гамму. Совершенствовать умение детей изображать предметы с помощью техники «кляксография» и «оттиска» Учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании.

Предварительная работа:

- Беседа: «Живая и неживая природа»

Экскурсия по осеннему парку.

Рассматривание иллюстраций на тему «ОСЕНЬ»

Игры с водой и трубочкой для коктейля «морской бой»

Выдувание воздуха через трубочку

Изготовление фона в технике «По мокрому»

Оборудование:

Затонированные листы

Кисточка

Палитра

Трубочки для коктейля

Вода в баночках

Бумага для изготовления веера

Бумага для дорисовывания «оттиском»

Салфетка

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети входят в зал вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и представимся им:

Здесь царит всегда веселье,

Воздух дышит волшебством,

Вот за это нашу группу

Дружно "Сказкой" мы зовём!

Воспитатель:

Любознательные дети

Всё желают знать на свете!

Дети:

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Воспитатель:

Видно надо не лениться,

А учиться и учиться!

Воспитатель: Ребята, да вы настоящие почемучки! Вам интересно узнавать что-то новое и неизведанное?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы, на верном пути, ведь настоящие волшебники должны очень много знать, для того чтобы ненароком что-либо не напутать.

И сегодня мы с вами узнаем что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Дети: О воздухе?!

Воспитатель: Совершенно верно! - А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю вас и наших гостей в нашу лабораторию «Почемучка». (Дети проходят и садятся за столы)

Воспитатель: Дети, а вы верите в волшебство?

2. Основная часть.

Экспериментирование:

Эксперимент № 1

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам прилетели два сказочных воздушных шарика, зовут их Ах и Ох.

Воздушный шарик Ах, какой? (Весёлый, упругий, большой).

Воздушный шарик Ох . какой? (Маленький, худой, грустный).

Ребята, как вы думаете, почему Ох маленький? (В нём нет воздуха, он сдулся).

Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим? (Посильнее надуть его).

Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети: Воздух?!

Воспитатель: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

А вы видите воздух? (ответы)

А почему, как вы думаете? (ответы)

Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и не видимый? (ответы)

Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст) .

Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

Кажется, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы)

Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы)

Воспитатель: А давайте проверим!

Воспитатель: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Эксперимент № 2

Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканчики с водой и рядом лежат трубочки для коктейля, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой и подуем тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была. (это воздух).

Воспитатель: - Верно - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит в виде пузырьков.

А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт…Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже ребята? (ответы – на бурю)

Воспитатель: - Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь-на лужах тоже появляются пузырьки.

Мы можем сделать второй вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на её поверхность! С помощью трубочки и ёмкости с водой вы увидели воздух.

Эксперимент № 3

Ребята, а можно ли услышать воздух? Предлагаю вам сыграть на древних музыкальных духовых инструментах-свистульках (дети дуют в свистульки).

Что мы слышим? (звуки)

Правильно ребята, мы слышим звуки. Воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются.

Эксперимент № 4

А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да)

Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер). Правильно, ветер - это и есть движение воздуха.

Воспитатель: И сейчас я приглашаю всех поиграть в игру «Дует ветер».

Физкультминутка «Утренняя зарядка»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Мы - веселые ребята,

Мы - ребята-дошколята, (ходят по кругу)

Спортом занимаемся,

С болезнями не знаемся.

Раз - два, два - раз,

Много силы есть у нас! (руки в стороны, к плечам)

Мы наклонимся сейчас, (наклоны вниз)

Полюбуйтесь-ка на нас!

Раз - два, не зевай!

Вместе с нами приседай! (приседания)

Раз - прыжок, два - прыжок!

Прыгай весело, дружок! (прыжки на обеих ногах)

Носом глубоко вдохнем – (вдох носом, не поднимая плеч)

«Ш-Ш-Ш» - Скажем все потом.

Воспитатель: Ребята, осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Какое сейчас время года? - Осень.

Какой бывает осень? - Ранней, золотой, поздней, дождливой, тёплой, унылой, радостной, урожайной, солнечной…

Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают...

Птицы осенью - Птицы осенью улетают в тёплые края... (уточнить- перелётные!)

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки...

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья и засыпают...

Воспитатель: Молодцы ребята!

Осень - это точно сказка, не сравнимая ни с чем,

Я желаю эту осень в памяти оставить всем!

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей). Хотите попробовать?

Тогда мы с вами отправляемся в волшебную школу рисования.

Воспитатель: Сегодня, я предлагаю вам ребята, с помощью воздуха, красок и трубочки для коктейля, нарисовать осенние деревья и не просто рисовать, а выдувать их из кляксы. Этот способ рисования называется кляксография.

Ребята, кто из сказочных героев поставил кляксу на листе? (Буратино). Правильно! Давайте позовем его к нам в гости и покажем, что с помощью кляксы можно нарисовать.

Дети зовут Буратино. (Звучит музыка из к/ф «Золотой ключик»). Заходит Буратино.

Буратино: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Буратино: Вы меня звали?

Дети: Да!

Воспитатель: Буратино, мы сегодня с ребятами рисуем с помощью кляксографии и решили что тебе будет интересно с нами, ведь ты любишь ставить кляксы?

Буратино: Да, ставить кляксы- это мое любимое занятие! А то Мальвина меня только ругает за кляксы вот здорово было бы научиться рисовать с помощью клякс.... я нарисую самый красивый рисунок и подарю ей, вы меня научите, ребята?

Дети: Да.

Воспитатель: Садись с нами, Буратино! Ребята, посмотрите что у вас лежит на столе.

(альбомные листы с подготовленным фоном, трубочки для коктейля, на первом столе - разведенная гуашь, ложечка.)

Как я уже говорила, мы будем рисовать деревья с помощью воздуха, краски и трубочки. Сначала я возьму ложечкой краску и сделаю кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева, (показать). Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать создавая ствол и веточки дерева. (показать). Приступаем к нашему волшебству.

(Звучит спокойная музыка) Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Наш рисунок с изображением дерева должен просохнуть, чтобы мы могли нарисовать осенние листья. А пока мы с вами отдохнём. (Дети и Буратино выходят из-за столов).

Физкультминутка «Листья»

Листья осенние тихо кружатся, - кружатся на цыпочках, руки приподняты вверх

Листья нам под ноги тихо ложатся - приседают

И под ногами шуршат, шелестят,- движения руками вправо - влево

Будто опять закружиться хотят -поднимаются кружатся

Воспитатель: Ребята, давайте восстановим дыхание - руки вверх поднимем - вдох, опускаем-выдох. Ну-ка, ребята, подышите своими носиками. Отлично. И у медведя, зайца, лисы тоже есть носы. А как дышат растения? Куда они свои

носики спрятали?

(ответы детей).

Буратино: А у растений нет никаких носов.

Воспитатель: Да Буратино, но на листьях есть маленькие дырочки - отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик.

Буратино: Значит, и колокольчику, и березе, и всем-всем нужен воздух?

Воспитатель: Совершенно верно!

Буратино: Ребята, а кому еще нужен воздух?

Дети: Животным, растениям, насекомым

Воспитатель: Правильно ребята, воздух нужен всему живому на нашей Земле.

А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто рот открываю? (ответы детей).

Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете?

(Ответы детей: ладошкам становится тепло от дыхания)

А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте ладошкой закрыть рот и нос и не дышать. Что почувствовали? (Ответы детей: не комфортно, долго не дышать невозможно).

Буратино: Воздух не попал в наш организм и мы не могли дышать.

Воспитатель: Правильно, без дыхания невозможна жизнь. Воздух должен быть чистым, богатым кислородом. А обогащать воздух кислородом помогают зеленые растения. Вот почему важно охранять природу, озеленять сады, улицы, парки. И бережно относиться к растительному миру!

Воспитатель: Ребята, мы с вами отдохнули, а ваши рисунки уже подсохли, давайте

продолжим рисовать наши осенние деревья!

Посмотрите, что у вас на столе. (Краски, стаканчик с водой, кисточка, бумага, палитра, салфетка).

Мы нарисуем листочки с помощью мятой бумаги (берем бумагу, сминаем ее и обмакнув в краску рисуем, способом оттиска, листочки.

Затем дети дорисовывают свои рисунки, (музыка продолжает звучать)

Буратино: Посмотрите, как здорово у меня получилось! (показывает детям). Можно я посмотрю ваши рисунки? (проходит по рядам и смотрит рисунки детей,

восхищается). Какие вы молодцы! Спасибо что научили меня, думаю, Мальвине

понравится мой шедевр! А теперь мне пора возвращаться в свою сказку! До свидания, до новых встреч!!!(уходит со своим рисунком)

Дети: До свидания!

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, какие у вас красивые получились рисунки! Молодцы! Мы сегодня многое сделали- кто мне скажет -чем мы занимались?

Дети: Проводили опыты. Рисовали.

Воспитатель: Что нового вы узнали о воздухе?

Дети: Воздух невидим. Движение воздуха - это ветер. Воздух не имеет формы. Воздух можно услышать, почувствовать. Он есть везде и главное назначение воздуха в том, что мы им дышим. Кислород дают растения. Природу надо охранять. Без воздуха ничто живое не может жить.

Воспитатель: Какими необычными способами мы рисовали осенние деревья?

Дети: 1. «Кляксографией». 2. «Оттиском».

Воспитатель: Что больше всего понравилось? (ответы детей)

Воспитатель: Мы сделаем выставку ваших работ, чтобы и родители увидели прекрасные рисунки! На этом наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!






© lekar-dv.ru, 2024
Lekar-dv - Медицинский портал