Старт в науке. В мире профессий Статья мир профессий

22.11.2023

Классный час по профориентации для школьников 9 класса. Разработка

Описание: Данный сценарий можно использовать классным руководителям 9-ых классов для профессиональной ориентации, оказания помощи учащимся в выборе будущей профессии. Это первый классный час из цикла классных часов, посвящённых выбору профессии.
Для написания сценария использованы различные источники, в том числе и материалы из сети Интернет.
Цель классного часа:
Активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.
Задачи классного часа:
1) расширить знания подростков о мире профессий;
2) помочь подросткам в правильном выборе будущей профессии.

Классная комната оформлена плакатами:
Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ.)
Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим. (Илья Ильф и Евгений Петров.)
Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.П. Чехов.)

1.Вступительное слово классного руководителя.

Известна формула счастья: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья, является правильный выбор своей профессии. А выбрать есть из чего - в мире более 50 тысяч профессий! Выбор профессии - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю вам на листах, которые лежат у вас на столах, нарисовать человека той профессии, кем вы решили стать. А если вы ещё не решили, то нарисуйте иллюстрацию к любой профессии, которая вам нравится.
Звучит медленная музыка, ребята рисуют.
Вот молодцы! А теперь давайте повесим на доску рисунки, которые вы нарисовали.

2.«Хочу – могу – надо».

В своей работе, психологи умело используют различные методы, формулы, помогающие молодому человеку сделать осознанный выбор профессии. Одной из формул профессионального самоопределения, является: «Хочу – могу – надо». «Хочу» – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений. «Могу» – это пространство способностей, талантов, состояние здоровья. «Надо» – это пространство запросов от рынка труда, социально – экономические проблемы, тенденции развития мировой экономики. Учёт и сочетание этих трёх компонентов ведёт к профессиональному успеху.

3.Типы профессий.

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, все профессии учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по Климову):
Человек - природа . В основе этих профессий лежит работа человека с природными объектами и явлениями (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник, ветеринар...).
Человек - техника . Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие человека с разнообразными приборами, машинами, механизмами (инженер, электромонтёр, сварщик, токарь, водитель...).
Человек - человек . Эти профессии предполагают постоянную работу с людьми (врач, учитель, продавец, проводник, официант, юрист...).
Человек - знаковая система. В основе этих профессий лежит работа человека с цифрами, числовыми значениями, кодами, символами, текстами (переводчик, программист, бухгалтер, кассир, чертёжник, телефонист...).
Человек - художественный образ . Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Профессии данного типа связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер, композитор...); с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

4.Практический блок.

Карточка со списком профессий.
Авиаконструктор, Автогонщик, Автослесарь, Агроном, Адвокат, Актёр, Аниматор, Артист, Архитектор, Астролог, Астроном; Банкир, Бармен, Библиотекарь, Биолог, Бортинженер, Бортпроводник, Ботаник, Боцман, Бульдозерист, Бухгалтер, Вагоновожатый, Вахтёр, Верстальщик, Ветеринар, Винодел, Водитель, Водолаз, Воздухоплаватель, Вокалист, Воспитатель, Врач, Генетик, Геолог, Гид, Гримёр, Гувернантка, Дворник, Дизайнер, Дипломат, Дирижёр, Дрессировщик, Егерь, Железнодорожник, Жестянщик, Живописец, Животновод, Жокей, Жонглёр, Журналист, Забойщик, Заведующая, Заводчик, Завуч, Завхоз, Закройщик, Замерщик, Заправщик, Звонарь, Землекоп, Знахарь, Зоолог, Зоотехник, Иконописец, Иллюзионист, Иммунолог, Инженер, Инспектор, Инструктор, Инструментальщик, Ирригатор, Искусствовед, Испытатель, Историк, Ихтиолог, Кассир, Китобой, Комбайнёр, Кондитер, Космонавт, Кузнец, Лесник, Лесоруб, Лётчик, Логопед, Лодочник, Маляр, Массажист, Машинист, Милиционер, Моряк, Мясник, Наладчик, Невролог, Невропатолог, Нейрохирург, Нормировщик, Носильщик, Нотариус, Няня, Окулист, Оператор, Офицер, Официант, Охотник, Охранник, Парикмахер, Парфюмер, Певец, Пекарь, Переплётчик, Печатник, Печник, Пианист, Пилот, Писатель, Плотник, Повар, Пограничник, Пожарный, Полировщик, Портниха, Почтальон, Поэт, Программист, Продавец, Пчеловод, Рабочий, Радист, Режиссёр, Репортёр, Рыболов, Сантехник, Сварщик, Скотовод, Сталевар, Стилист, Столяр, Стоматолог, Сторож, Судья, Сыровар, Таксист, Телеведущий, Технолог, Товаровед, Токарь, Тракторист, Тренер, Трубочист, Уборщица, Угольщик, Укладчик, Укротитель, Управляющий, Уролог, Уфолог, Учёный, Учётчик, Учитель, Фармацевт, Фасовщик, Фельдшер, Фигурист, Физик, Фокусник, Фотограф, Фотокорреспондент, Фотомодель, Фрезеровщик, Химик, Хирург, Хлебороб, Хлопкороб, Хореограф, Художник, Цветовод, Цветочница, Церковнослужитель, Циркач, Цирюльник, Часовщик, Чеканщик, Чертёжник, Чесальщик, Чистильщик, Шарманщик, Швея, Шеф-повар, Шлифовщик, Шоумен, Шофёр, Штукатур, Штурман, Экономист, Экскаваторщик, Экскурсовод, Электрик, Этнограф, Юморист, Юнга, Юрист, Ямщик.

Ребята, давайте разобьемся на 5 команд (можно по желанию). Дадим названия своим командам, выберем капитанов команд.
Капитаны вытягивают с помощью жребия один из типов профессий: человек – природа; человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система; человек – художественный образ.
Каждой команде сейчас будут выданы карточки с типами профессий и списком профессий. Задача каждой команды выписать из этого списка профессии нужного типа. Это практическое занятие поможет учащимся правильно классифицировать профессии.
В течение 15 минут ребята в командах обсуждают и выписывают на больших листах бумаги фломастером профессии, соответствующие выбранному типу профессий.
Каждая команда должна защитить свой проект.
Ребята, а теперь давайте вернёмся к тем рисункам, которые вы нарисовали вначале нашего занятия.
Каждый из детей выходит к доске, показывает рисунок и называет тип своей профессии.

5.Подведение итогов.

Выбор профессии – это длительный процесс. И он может продолжаться долго. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Хочется вспомнить слова великого русского педагога К. Ушинского «Если удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
Мы хорошо сегодня с вами поработали, спасибо вам, ребята. В следующий раз мы с вами продолжим исследовать мир профессий. Пригласим на следующий классный час специалиста из центра занятости, который определит, с помощью тестирования, какой тип профессий вам подходит.

6.Рефлексия. Обратная связь.

А сейчас я бы хотела, чтобы каждый из вас закончил одно из предложений.
Я узнал, что тип моей профессии...
Я думаю, что после сегодняшнего разговора...
Я надеюсь...

Елена Ляженко
Открытое занятие «Мир профессий»

Открытое занятие на тему:

«Мир профессий».

2012 -2013 уч. г

Цель: Подготовка воспитанников к профориентации

Задачи: Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях. Узнавать и называть людей разных профессий. Развивать интерес к профессиям сельского хозяйства. Познакомиться с особенностями некоторых профессий. Учить детей классифицировать профессии, делать простейшие выводы.

Воспитывать уважение к труду взрослых. Объяснить какие факторы влияют на выбор будущей профессии.

Развивать монологическую и диалогическую речь детей, умение правильно строить предложения, называть слова на заданный звук.

Развивать познавательные процессы у детей,формировать ответственность при предъявлении требований воспитателя.

Коррекция зрительного звукового восприятия, зрительной памяти и внимания,словесно логического мышления.

Предварительная работа:

Накануне занятия детей просят узнать, где и кем работают их родители; родителям предлагают рассказать детям о своей работе.

Разучивание стихотворения «Моя мечта».

Чтение художественной литературы о профессиях людей,

Рассматривание иллюстраций по теме занятия.

Проведение сюжетно - ролевых игр по теме.

Предлагаются книги - раскраски по теме «Профессии людей».

Ход занятия.

Психологическая речевая настройка (дети встают в круг, берутся за руки вместе с воспитателем).

Добрый день добрый час как я рада видеть вас

Друг на друга посмотрели и тихонечко все сели (дети садятся за столы)

Сегодня мы с вами поговорим о том,что является очень важным в жизни человека О чем мечтает наш Саша Богатое и не слушает меня все ребята уже сидят за столами.

Я задумался над темой нашего занятия и вспомнил стихотворения

"Моя мечта"

Хочет стать кораблик быстрым кораблем, рыжий жеребенок смелым скакуном.

Ручеек мечтает стать большой рекой,а тропа дорогой звонкой и прямой.

Я мечтаю тоже Кем я хочу стать 100 профессий разных я могу назвать. Кем я в жизни стану? Стать могу врачом,или капитаном или скрипачом Устремиться к звездам -космос изучать, я могу хорошим агрономом стать.

Ребята вам понравилось это стихотворение? А у вас есть своя мечта?

Кто ни будь из вас задумывался о том как сложится ваша жизнь? Готов ли кто-то из вас уже сейчас сказать, кем бы вы хотели стать в будущем? Конечно, это трудная задача, и чтобы её как-то облегчить, я

предлагаю вам разгадать кроссворд и выяснить тему нашего занятия вы готовы? Внимание! Слушаем внимательно и отгадываем загадки.

Молодцы, а теперь прочитаем слово, которое получилось в выделенных клетках (профессии).

И так разговор у нас с вами пойдет о профессиях и тема сегодняшнего занятия " Мир профессий ".

Что же такое профессия как вы думаете (ответы детей).

ПРОФЕССИЯ-это основное занятие человека или род трудовой деятельности, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков,опыта.

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию нужно:

1. Определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии т. е, что я «ХОЧУ».

2. Оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т. п. Или проще сказать - это наше «МОГУ».

3. Узнать какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, иначе говоря, каково сегодня «НАДО».

Выводится формула правильного выбора профессии: ХОЧУ+МОГУ+НАДО. (рисуется рисунок)

Например, если ваши мечты, т. е что я «Хочу» соответствуют вашим способностям, состоянию здоровья или характеру, т. е что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется спросом на рынке труда, т. е «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно выбрали ту или иную профессию. Об этом мы с вами будем говорить в старших классах но вам советую сейчас задуматься над и работать над собой, развивать необходимые качества.

А какие профессии вы знаете? Я помогу вам вспомнить какие бывают профессии, а вы правильно попытайтесь их назвать. (просмотр слайдов)

Посмотрите сколько профессий вы назвали! Молодцы!

А чтобы не путаться в таком огромном количестве, ЕА Климов предложил квалификацию профессий по предмету труда,т. е. с чем взаимодействует человек в процессе трудовой деятельности и разделил их на 5 категорий. Сегодня мы с вами будем учиться квалифицировать эти профессии. (показываю на доске 5 категорий)

Первая категория ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА. В этой группе человек тесно связан в природой. К ней относятся такие профессии как плодовод зоотехник,животновод, доярка, ветеринар. Когда будете выбирать эти профессии важно как вы относитесь к природе,заботитесь ли вы о растениях и животных.

Сюда же относятся профессии по ремонту машин и зданий,по сборке электрооборудования производству металлов - механик,электрик,металлург.

Третья категория ЧЕЛОВЕК-ИСКУССТВО. Профессии этой группы связаны с изобразительной деятельностью музыкальной литературной художественной,сценической. А какие профессии будут относиться сюда? (артист, композитор, писатель застройщик пианино,режиссер и др)

Четвертая категория ЧЕЛОВЕК -ЧЕЛОВЕК. Перечислите какие профессии относятся сюда? (учитель, воспитатель,продавец, врач парикмахер и др)Какими качествами должны обладать люди,занятые в этих профессиях? Устойчивое хорошее настроение в общении с людьми,находить общий язык с разными людьми.

1. Я до солнышка встаю корм коровам раздаю,а когда их подою, молоком вас напою. Не стесняйтесь,приходите,пейте сколько захотите,вот вам полная цебарка! Угощайтесь я. доярка (Человек-природа)

2. Правлю я стальным конем,землю я пашу на нем. Возле Дона острым плугом поднимаю чернозем. У рахит в лучах сверкая дихо плещется вода,а за мной идет без края черной лентой борозда, Сею я драву кошу, сено к фермам подвожу. Конь стальной мой смазан,чист,знает дело. тракторист (Человек-Техника)

З. Он не спит до поздна,сидит за столом у окна. Думает сочиняет,зачеркивает и снова начинает. Вот сказка,где умные мышки,читают мышиные книжки. Другая о том как горилла,смогла победить крокодила И как возвели удальцы молодцы,в двенадцати городах дворцы. Писатель (Человек-Искусство).

4. Я хожу в халате белом занимаюсь важным делом. Простудились если детки я даю глотать таблетки, ставлю градусники им,помогаю всем больным,а при случаях тяжелых,даже делаю уколы. Тут уж терпи не плач говорит вам это. врач (Человек -человек).

Скажите а какими качествами должен обладать человек,который собирается стать врачом?

Он должен любить людей и быть добрым, потому что дело врача -облегчить страдания больных и спасти от смерти.

А нужно ли врачу быть смелым? Зачем? Врачу нужно быть смелым,ему первому приходится идти туда,где есть эпидемия.

5. ШОФЕР Кто желает рассказать о шофере?

6. ШВЕЯ Есть желающие рассказать о профессии швея? Молодцы все справились с заданием.

А сейчас физ. минутка:все дети встали . Потрудились отдохнем, встанем глубоко вздохнем, Руки в стороны вперед. влево вправо поворот, Наклониться прямо встать,руки вниз и в вверх поднять. Руки плавно опустили,всем улыбки подарили.

Улыбайтесь, смейтесь веселей скоро мы с вами отправимся в путешествие. К нам в школу пришло вот такое необычное письмо посмотрим. Здесь приглашают в волшебный город Букваринск и в город мастеров, но сначала нужно выполнить несколько заданий,справитесь?

Задание

1. Кто так говорит?

Сейчас я буду произносить фразу, а вы должны вспомнить и сказать человек какой профессии так говорит. Задание понятно? Слушайте.

Кому добавки ПОВАР

Какой зуб вас беспокоит СТОМАТОЛОГ

Большое спасибо за покупку ПРОДАВЕЦ.

Вам посылка распишитесь ПОЧТАЛЬОН.

В мою сеть попало много рыбы РЫБАК.

Тема сегодняшнего урока -полезные ископаемые УЧИТЕЛЬ

Присаживайтесь как будем стричься ПАРИКМАХЕР

2.3акончите известную русскую пословицу: «Терпенье и труд всё.»(показываю).

А. Разотрут. В. Перетрут.

Б. Оботрут. Г. Притрут.

Откуда не вытащишь рыбку без труда?

А. Из аквариума. В. Из морозилки.

Б. Из пруда. Г. Из пеликана.

В Как заканчивается пословица: «Землю красит солнце, а человека.»?

А. Парикмахер. В. Гримёр.

Б. Маникюрша. Г. Труд.

А сейчас работаем в парах одна пословица на двоих кто справился с заданием поднимаем руки слова для подсказки КУЗНЕЦ,ПЛОТНИК,ПОРТНОЙ,ТРАКТОРИСТ, ВРАЧА, ДОЯРКИ, ПОВАР.

З. Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы

Не молот железо куёт, а. (кузнец, что молотом бьёт

Без топора не. (плотник, без иглы не. (портной).

я Каков. (тракторист, таков и трактор.

У. (врача) лечись, а у умного учись.

У хорошей. (доярки) корова маслом доится.

(Повар) с голода не умрёт. Вот и справились со всеми заданиями поздравляю вас!

Отправляемся в путь (муз звучит).

Был на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный,

С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный мил народ:

Хлебосольный,

Незлобивый,

И трудолюбивый.

Я предлагаю вам вспомнить этих замечательных жителей.

Я буду показывать букву, а вы называть слово, которое начинается на эту букву.

А - аптекарь,

Б - бочар,

В - валяльщик,

Г-гончар,

Д - дробильщик здоровенный,

Е - ефрейтор, он военный,

Ж - жестянщик-простачок,

3- закройщик-старичок,

И - историк бородатый,

К-красильщик франтоватый, Л-лудильщик,

М - маляр,

Н - носильщик,

О - овчар,

П - писатель,

Р-радист,

С-сапожник,

Т-турист,

У- бесстрашный укротитель,

Ф - чудак фотолюбитель,

X - художник-баталист,

Ц - известный цимбалист,

Ч- чудесный часовщик,

Ш - шофер, большой шутник,

Щ - щенок его Букетик,

Э - электрик-энергетик,

Вот сколько новых друзей вы приобрели и новых профессий в волшебном городе и вспомнили еще что?- АЛФАВИТ заучились называть слова на заданный звук,молодцы. На память вам остались волшебные буквы. Вы можете теперь в любое время отправится в этот волшебный город

(Звучит музыка)Наше путешествие продолжается мы отправляемся в город Веселых мастеров.

жители этого города предлагают вам попробовать свои силы в разных профессиях. Объявляется конкурс.

Конкурс

"Быстрые дворники"

Желающие есть? Лучшими будут те, кто первым справится с заданием Конкурс "

Забьем и вытащим "

для будущих плотников.

4 конкурс

"Будущие повара"

для желающих стать в будущем поварами предлагается попробовать свои силы в приготовлении самых простейших блюд.

Подведение итогов конкурса.

О чем мы сегодня с вами говорили? К каким категориям их можно отнести? Вы получили информацию о мире профессий? изучили формулу правильного выбора профессии? Каждый человек должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным способностям и наклонностям, тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть. Любимому делу человек отдаёт все силы, всю энергию, все знания, и тогда это дело будет выполняться лучше, отдача будет больше Мне хочется, чтобы вы сегодня унесли с собой одну мысль: какую бы человек ни выбрал профессию, он должен выполнять свою работу добросовестно, с любовью, ведь хорошая работа приносит людям радость.

Закончить наше занятие хочется такими словами:

Профессий много на земле. И каждая - важна. Решай, мой друг, кем быть тебе. Ведь жизнь у нас одна.

Классный час, посвященный выбору профессии

Проводится в форме устного журнала. Весь выпуск готовят дети. Классный руководитель распределяет задания, тексты, помогает ведущим найти верную интонацию, преодолеть смущение.

Тексты рубрик небольшие, написаны простым, разговорным языком. Желательно объяснить детям разницу между словом написанным и сказанным и попросить не читать сообщения, а рассказывать своими словами.

Цели: ознакомить детей с новыми профессиями; формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Форма проведения: устный журнал.

Подготовительная работа с детьми: выбрать творческую группу для проведения журнала (13 учеников), помочь детям в распределении рубрик, материалов (сделать две ксерокопии материалов устного журнала из данного сценария).

Оборудование : небольшие листочки бумаги для подсчета результатов теста.

Оформление:

Написать на доске тему классного часа;

Написать на доске список:

Пять типов профессий

1. Человек - природа.

2. Человек - техника.

3. Человек - человек.

4. Человек - знаковая система.

5. Человек - художественный образ;

Нарисовать табличку для подсчета результатов тестирования:

Написать на доске содержание устного журнала (переписать

из плана классного часа).

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Устный журнал «В мире профессий»:

1. Лишние люди на рынке труда (Проблема).

2. Пять типов профессий (Ликбез).

3. Тест «Ты и твоя профессия».

4. Ярмарка профессий (Лента новостей).

5. Суд над профессией учитель (Криминал).

6. Самые редкие профессии (Занимательные факты).

7. Минутка для шутки.

III. Заключительное слово.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас. «В мире профессий» - так называется специальный выпуск нашего классного журнала. Передаю слово главному редактору (имя, фамилия)..

II. Устный журнал «В мире профессий»

Ведущий 1. Сегодняшний выпуск нашего журнала посвящен профессиональной ориентации.

Вас ждут такие рубрики: «Проблема», «Лента новостей», «Ликбез» (ликвидация безграмотности), «Криминал», «Тесты», «Занимательные факты» и «Минутка для шутки». Надеемся, что материалы сегодняшнего номера станут для вас ориентиром в океане профессий. Итак, открываем первую страницу нашего журнала. В рубрике «Проблема» вас ждет статья (имя, фамилия) «Лишние люди на рынке труда».

Лишние люди на рынке труда

Ведущий 2. Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины - так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры - технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз

и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема - только плати и занятия не прогуливай! Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такое же положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель еще ниже - 31%. Почему же так получилось: с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой - безработица, лишние люди? Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих способностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.

Пять типов профессий

Ведущий 1. Открываем рубрику «Ликбез». Ликвидацией безграмотности в сфере профессий будет сегодня заниматься (имя, фамилия). Она расскажет о разных типах профессий.

Ведущая 3. Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек - природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек - техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек - человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек - знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.

Тест «Ты и твоя профессия»

Ведущий 1. А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят. (Имена фамилии) предлагают небольшой тест на профессиональную ориентацию*.

Ведущий 4. В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).

Теперь отвечаем на вопросы (читает):

1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьей или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В свое свободное время вы любите:

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Ведущий 5. А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица-подсказка, как следует оценивать ваши ответы.

(Дети подсчитывают баллы.)

Ведущий 4. Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

Ведущий 5. А те, кто набрал от 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

Ведущий 4. Те, у кого оказалось от 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве - в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Ведущий 5. Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счете все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию.

Ведущий 4. А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

Ярмарка профессий

Ведущий 6. Сегодня на российской ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям.

Ведущий 7. В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко расскажем о некоторых из них.

Ведущий 6. Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

Ведущий 7. Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

Ведущий 6. Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Ведущий 7. Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Ведущий 6. Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Ведущий 7. Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

Суд над профессией учитель

Ведущий 1. А теперь - всеми любимая рубрика «Криминал». В этой рубрике вас приглашают на судебное заседание. Суд над профессией учитель провели наши специальные корреспонденты (имена, фамилии). В роли обвинителя выступает (имя, фамилия), в роли адвоката (имя, фамилия), а в роли судей предстоит выступить вам, уважаемые слушатели. Итак, заседание суда. Слушаем доводы обвинения.

Ведущий 8. Профессия учитель - это очень плохая профессия. Привожу список отрицательных качеств:

Колоссальные нервные перегрузки на уроках;

Подготовка к урокам, проверка тетрадей отнимают время у семьи;

Отсутствие полноценных выходных (субботники, воскресники, олимпиады, экскурсии и т. п.);

Некогда заниматься своими детьми;

Неблагодарность учеников, которым учитель отдает душу;

Низкий уровень оплаты при очень большой отдаче. Вывод: учитель - это профессия, которая отнимает у человека

здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи.

Ведущий 9. А я приведу доводы в защиту профессии учитель:

Постоянное общение с молодежью - это верный способ сохранить молодость;

Постоянная работа над собой, повышение интеллекта - верное средство избежать склероза;

Большой летний отпуск дает возможность уделить время семье и собственным детям;

Собственные дети всегда на глазах, можно постоянно следить за их развитием;

рабочий день заканчивается вместе с уроками - можно заняться домашними делами;

Работа учителя очень важна для общества, и это дает моральное удовлетворение;

Зарплата учителя зависит от него самого: учителя высокой квалификации получают вполне достойные деньги.

Вывод: учитель - это замечательная профессия, которая дает человеку моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.

Ведущий 8. Доводы «за» и «против» достаточно убедительны. Каково же будет решение суда: хороша или плоха профессия учителя?

Ведущий 9. Пожалуйста, кто хочет высказаться?

Примерные ответы детей:

Для кого-то, может быть, эта профессия и в самом деле становится каторгой, если она не подходит человеку по его характеру, психологическим качествам.

Все зависит от человека: для кого-то такая работа каторга, а кто-то в школе как рыба в воде.

Все трудности перечеркиваются от сознания важности и нужности это работы.

Все равно профессия учителя очень уважаемая, хоть низко оплачиваемая.

Хорошая или плохая профессия учитель - это должен решать сам человек в зависимости от особенностей своего характера.

Ведущий 8. Спасибо всем за участие в нашем судебном заседании, надеемся, оно поможет вам в определении плюсов и минусов выбранной профессии.

Ведущий 9. Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование и выбор будет по-настоящему осознанный.

Самые редкие профессии

Ведущий 1. Открываем рубрику «Занимательные факты». Заметки о самых редких профессиях подготовили (имена, фамилии).

Ведущий 10. Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

Ведущий 11. Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно*.

Минутка для шутки

Ведущий 1. Последняя страничка журнала - «Минутка для шутки». Здесь вы услышите шутки о разных профессиях. Их собрали (имена, фамилии).

Ведущий 12. Дети и профессии. Сын метеоролога:

Малыш, сколько тебе лет?

Плюс пять.

Ведущий 13.

Дочь военного:

Скажите, тяжело быть дочерью военного?

Так точно!

Ведущий 12.

Дочь проводника:

Здравствуй, девочка! Я - Дед Мороз, тебе подарки принес! Ваш билет! А девушка в синем кафтане тоже едет или провожающая?

Ведущий 13.

Сын стоматолога:

Мальчик, какая у тебя любимая игрушка?

БОРмашинка!

Ведущий 12. Кто такой профессор?

Ведущий 13. Профессор - человек, умеющий разговаривать с другими людьми, когда они спят.

Ведущий 12. А что делает консультант?

Ведущий 13. Ну, консультант - это человек, который снимает часы с вашей руки и говорит вам, который час.

Ведущий 12. А кто такая учительница?

Ведущий 13. Это такая женщина, которая когда-то любила детей.

Ведущий 1. Закрыта последняя страничка нашего журнала. Спасибо всем за внимание. До следующих встреч.

III. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

Примерные ответы детей:

Интересный тест, что-то новое узнал о себе.

Остались в памяти заметки о самых новых профессиях - мне, правда, ближе старые.

Можно задуматься о том, к какому типу людей я действительно отношусь.

Можно задуматься о том, что в себе исправить, изменить, улучшить.

Цели программы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Основные задачи программы
Познавательный аспект:
- ознакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах различных профессий.
Развивающий аспект:
- развивать творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развитие интереса к различным профессиям.
Воспитывающий аспект:
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
- воспитывать понимание роли труда в жизни человека.

Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение младшими школьниками личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты освоения данной программы - формирование следующих умений:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- воспитание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы - формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные действия:
- определять цель деятельности на внеурочном занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- совместно с педагогом выявлять и формулировать познавательную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность при выполнении заданий;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге со взрослым.
Познавательные универсальные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в различных источниках;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на внеурочном занятии и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.

Результаты внеурочной деятельности
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Воспитательный результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, это духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в любом виде деятельности (приобрел нечто как ценность, опыт самостоятельного действия).
Эффект внеурочной деятельности - это последствие результата, то, к чему привело достижение результата: приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили ребенка как личность, способствовали развитию его компетентности, идентичности.
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности.
Третий уровень результатов - получение опыта самостоятельного общественного действия; взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Срок реализации программы - 1 год.
Возраст детей - 10-11 лет.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю (34 часа в год).
Основные формы работы: Занятия рассчитаны на индивидуальную, коллективную, групповую работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.
В начальной школе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах. Для активизации познавательной деятельности педагог может использовать мультимедийные материалы: кроссворды, викторины, видеофрагменты и презентации о профессиях. Особое внимание при организации и проведении занятий классному руководителю следует обратить на организацию сотрудничества с родителями учеников. Родители могут участвовать в организации экскурсий, проведении бесед, помогать детям в работе над проектами.

Содержание программы
Введение (3 часа). Разнообразие мира профессий. Роль труда в жизни человека. Профессии родителей. Династии. Обсуждение произведений: Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла», В.Маяковский «Кем быть?». Пословицы и поговорки о труде.
Профессии «Человек - человек» (7 часов). Медсестра, врач, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод. Экскурсии в больницу, магазин. Качества, необходимые для успешной работы с людьми.
Профессии «Человек - природа» (4 часа). Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др. Экскурсия в институт экологии, в заповедник, ветлечебницу (по выбору).
Профессии «Человек - техника» (4 часа). Профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических средств: сварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник, водитель, механик, машинист. Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать.
Профессии «Человек - знак» (3 часа). Профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист и др.
Профессии «Человек - художественный образ» (4 часа). Профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью: писатель, композитор, музыкант, артист, журналист и др. Создание произведений искусства - особый процесс. Творческие способности. Театр. Кукольный театр.
Кем быть? (4 часа). Профессия - школьник. Наши интересы, способности, черты характера. Пословицы и поговорки о труде. Составление загадок о профессиях. Мини-сочинение «Моя будущая профессия». Интервью с родителями.
Проектная деятельность (5 часов). (См. таблицу.)

Основные структурные элементы занятий
1. Мини-лекция (мини-рассказ, беседа) о содержании профессии. Наглядное представление профессии.
Рассказ о профессии должен длиться не более 4-5 минут в сопровождении наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. (можно использовать наглядные материалы, представленные в заранее оформленном классном уголке). Независимо от выбранной формы лекция (рассказ) должна быть проведена на языке ребенка начальных классов и включать в себя такие моменты, как:
- история профессии (происхождение слова, как менялся облик профессии и т. д.);
- содержание труда;
- профессионально важные качества;
- ограничения при работе по этой профессии;
- описание интересных историй и случаев из профессиональной жизни различных людей.
Информация о профессии может быть разделена на отрывки, фрагменты, которые в лекции (рассказе) могут переплетаться, смешиваться для поддержания интереса, при этом сообщать необходимо лишь самое главное из содержания труда, профессионально важных качеств и т. д.
2. Игры, связанные с профессией. При помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: окружающий мир, природоведение, астрономия, чтение, спорт, математика и т. д. В разнообразных ролевых играх по профориентации школьники сами выбирают себе профессию. Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Важны групповые игры для школьников по профориентации еще и потому, что дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры).
Работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии.
3. Беседа с приглашенными специалистами/родителями.
4. Творческие задания: составление загадок, рисунки, мини-сочинения.

Светлана ШЕЙКИНА, учитель начальных классов средней школы села Васильевка Самарской области, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

Белокреницкая Екатерина Владимировна, Руководитель проекта «Социальная защита ребенка»;

Нечаева Татьяна Александровна, Педагог-психолог.

Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, задуматься о своем профессиональном будущем.

Задачи:

· Активизировать личное участие в формирование своего будущего;

· Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.

· Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Оборудование:

· Компьютер

· Проектор

· Интерактивная доска

· Раздаточный материал (пирамиды Шубкина “Хочу” - “Могу” - “Надо”)

Форма внеклассного мероприятия: игровая.

План:

1. Вступительное слово.

2. Разминка.

3. Определение понятия «профессия».

4. Конкурсы:

  • «Моя профессия должна быть…»;
  • «Назови профессию»;
  • «Субъект и объект»;
  • «Матрица выбора профессии»;
  • «Один день из жизни»;
  • «Секреты выбора профессии»;
  • «Самая-самая».

5. Заключение.

Урок рассчитан на 2 академических часа для аудитории не более 20 человек (из-за особенностей некоторых конкурсов).


Ход урока

Вступительное слово.

«…не только человек выбирает профессию,

Но и профессия выбирает его. Разумеется,

Любой из претендентов может найти себя

Во многих профессиях, но так же очевидно,

Что существует дело, в котором он

Мог бы трудиться наиболее успешно».

С.Я. Батышев, академик АПН

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете и что они собой представляют.

Слайд № 1

(фото)

Разминка.

Ведущий: Ребята, давайте задумаемся, сколько в мире существует профессий. Бесспорно большое количество… Попробуйте назвать те, которые вам знакомы, но не беспорядочно, а на ту букву, которую я вам скажу. Например, А (аудитор, акушер, анестезиолог, археолог, авиадиспетчер, актер, архитектор, агроном, адвокат, автогонщик и т.д.). Хорошо! Давайте попробуем еще, например Х (хирург, химик, хореограф, художник, хлебопёк, и т.д.). Отлично! Мы назвали всего 2 буквы, а как много профессий!

Известно около 50 000 профессий! И сейчас, в век новейших технологий возникают все новые и новые профессии, как грибы после теплого дождичка! Старые профессии отмирают, а новые появляются.

Определение понятия «Профессия».

Ведущий: А что такое профессия? Давайте вместе дадим определение. Но прежде давайте обратим внимание на доску, на которой приведены высказывания известных людей о профессии и работе. Надеюсь, они помогут вам в формировании вашего собственного определения профессии.

Учащиеся высказывают свое мнение и записывают на доске. В помощь ученикам на доске также располагается точное определение профессии, спрятанное за шторой, которую можно отодвинуть.

Полностью урок можно скачать в начале страницы

Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта

© lekar-dv.ru, 2024
Lekar-dv - Медицинский портал