Научное обозрение. Педагогические науки

31.01.2024

1.1 Основные подходы к понятию "образовательная среда"

Термин "среда" имеет достаточно широкое употребление, тем не менее, оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки как понятие. В самом общем смысле "среда" понимается как окружение. Причем наряду с этим активно используется еще целый ряд терминов: "среда человека", "среда людей", "человеческая среда", "окружающая среда", "жизненная среда", "человеческое окружение" и т.п.

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических, пространственно-предметных) и социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.

Г.П. Щедровицкий замечает, что во взаимоотношениях организма со средой "два члена отношения уже не равноправны"; субъект является первичным и исходным, среда задается по отношению к нему, как нечто, имеющее ту или иную значимость .

В многочисленных исследованиях среды неизменно подчеркивается, что среда оказывает влияние на поведение и развитие человека. Однако в исследованиях личности принцип учета среды зачастую только декларируется. Б. Г. Ананьев, анализируя социальные ситуации развития личности и ее статус, писал: "Личность... не только продукт истории, но и участник ее живого движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности - ее связь с современностью, с главным социальным движением своего времени. Но эта связь тесно смыкается с более частным видом социальных связей, с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т. д., являющимися сверстниками, с которыми данная личность вместе формировалась..." автора Рапсон Джеймс

Компоненты хорошей лаборатории Всякому эксперименту может помочь или помешать качество лабораторного оборудования. Хорошо продуманное рабочее место и надежные инструменты позволят достичь точности и высокого качества любого исследования. А вот грязные мензурки,

Из книги Уравнение счастья автора Кетс де Врис Манфред

5. Компоненты счастья Нет, не в Утопии – подземных кущах, - И не в таинственной, неведомой стране! Но в этом самом мире, Где все мы счастье обретем Или останемся ни с чем! Уильям Вордсворт Наслаждайся жизнью; осталось гораздо меньше времени, чем ты думаешь. Китайская

Из книги Интегральное видение автора Уилбер Кен

Глава 2 Основные компоненты Как мы уже отметили во Введении, все пять элементов интегральной карты доступны вам прямо сейчас в вашем собственном сознании. Так что в итоге у нас получится что-то вроде экскурсии по вашему собственному опыту. Итак, почему бы вам просто не

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Основные компоненты отношений Отношение – целостно, не расчленено. В нем целиком отражается весь индивид, вся личность человека. Однако, исходя из практической целесообразности, можно выделить в отношении отдельные компоненты: когнитивный, эмоциональный и

Из книги Развитие мозга [Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей] автора Сайп Роджер

Компоненты рекордов в вашей жизни Первый компонент Ставьте цели, заряжающие энергиейГлава 7Пять характеристик цели, которая заряжает вас энергиейВажность целей подчеркивают практически все специалисты и авторы книг в области личностного роста. Поэтому разберемся, для

Современная образовательная среда может играть роль «третьего учителя» (после родителей и педагогов), позволяя значительно улучшать образовательные результаты. А развитие практик в этом направлении возможно только при наличии большого количества участников в общей дискуссии.

Об этом говорится в исследовании, подготовленном корпорацией «Российский учебник» и Московским городским педагогическим университетом (МГПУ) при аналитической поддержке Всемирного банка. Презентация исследования состоялась в рамках международной конференции EDCrunch, которая проходила в Москве 1-2 октября.

Исследователи поставили перед собой задачу определить понятие «современной образовательной среды» в международном и российском контексте, описать критерии ее оценки и зафиксировать лучшие практики, существующие в этой сфере.

Эксперты выделяют основные компоненты современной образовательной среды :

  • физическое пространство,
  • взаимодействие участников,
  • цифровая среда,
  • структура образовательной программы.

Современная образовательная среда объединяет все элементы системы образования и позволяет комбинировать различные механизмы и инструменты процесса обучения. Таким образом, она становится «третьим учителем» после родителей и собственно педагогов.

Участники исследования дали различные определения понятию «современная образовательная среда», выделив среди критериев трансформируемость, полифункциональность, осмысленность, системность, доступность, открытость и мобильность . А среди характеристик — архитектуру здания (не только для учебных помещений), предметно-пространственную организацию, цифровые технологии, оборудование, навигацию, методическую оснащенность, подготовку педагогов и социокультурные ресурсы района, города, страны, мира. Среди барьеров — нормативные положения, консерватизм и закрытость участников сообщества .

По словам вице-президента корпорации «Российский учебник» Максима Лозовского, необходимо обучать педагогов работать в новой среде, так как инфраструктура становится образовательной средой только при условии наличия субъектов образовательного процесса. Аналитик Всемирного банка Мария Устинова добавила, что, достигнув 15-летнего возраста, среднестатистический ученик из стран ОЭСР проводит 7,538 часов внутри школьных знаний; а подобного рода исследования необходимы для обеспечения долгосрочного эффекта от всех инвестиций в образование.

Анализ понятия «образовательная среда»

Термин «образовательная среда» прочно вошёл в обиход в конце ХХ века . В современном мире всё яснее осознаётся, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов . Образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов.

Наблюдавшийся в конце ХХ века всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов , определяющих обучение и развитие личности . При этом авторы дают различные трактовки определения понятия «образовательная среда», понимании её структуры, функций, отношения к методам её проектирования и экспертизы.

Так, по мнению И.Г. Шендрика , образование как единство процесса и результата движения субъекта к прообразу, содержащемуся в культуре, можно рассматривать как освоение им образовательной среды и расширение тем самым образовательного пространства, которое можно описать совокупностью четырёх понятий: образовательная среда, положение, место и пространство. Образовательная среда представляет собой совокупность прообразов, которые необходимы культуре для её осуществления и развития.

Среда содержит в себе возможности для создания условий, способствующих образованию человека, т.е. обладает образовательным потенциалом. Образовательная среда определяется как совокупность факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы институтов образования. Среда задаёт пределы существования субъекта . Культурная среда, в которой оказывается после рождения человек, несёт в себе определённые способы взаимодействия с окружающей его действительностью и самим собой. Образование целенаправленно влияет на положение человека в культурной среде. Она воздействует на образуемого или/и он окружающую его среду .

Образовательная среда предстаёт как система культурных фактов, которая изобретается человеком. Формирующее воздействие образовательной среды на человека, осуществляется непосредстве нно через его образовательное окружение , в котором, прежде всего, необходимо выделить содержание и практику образования . Адекватность образовательного окружения в образовательной среде (современной культуре) является определяющим фактором востребованности образования обществом. Образовательный процесс предстаёт как процесс осмысления значения культурных фактов образовательной среды и превращения её тем самым в образовательное пространство. Образование есть не что иное , как процесс и результат освоения и созидания субъектом культурно приемлемых способов разрешения им проблем своего существования в некоторой среде, социуме, т.е. своего существования прежде всего как личности .

В.В. Рубцов определяет образовательную среду как «сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе».

Образовательная среда – процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу, который всегда носит социально обусловленный характер .

Для проектирования образовательной среды важно выявить её компоненты. Для этого необходимо проанализировать существующие модели образовательной среды.

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды разработана коллективом авторов под руководством В.В. Рубцова. В ней выделены следующие структурные компоненты образовательной среды: внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и т.д .

Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В.И. Слободчиковым . В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал ) и структурированность (способ ее организации ). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие , разнообразие и вариативность .

Психодидактическая модель образовательной среды школы предложена В.П. Лебедевой, В.А. Орловым, В.А. Ясвиным и др. Авторы, исходя из концепции личностно-ориентированного образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Авторы предлагают ориентировать образование на признание за школьником приоритета его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении школьник становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях.

По мнению Г.А. Ковалёва в сферу структурного психологического анализа образовательной среды, направленного на выделение разнокачественных её составляющих, чаще всего попадают три взаимосвязанных фактора:

    физическое окружение (архитектура школьного здания, степень открытости-закрытости конструкций внутришкольного дизайна, размер и пространственная структура классных и других помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них учащихся и т. п.);

    человеческие факторы (степень скученности учащихся и его влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной школьной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей и т. п.);

    программа обучения (структура деятельности учащихся, стиль преподавания и характер контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость) и т.п.).

Типологическими признаками образовательной среды являются:

    Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы.

    Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

    Образовательная среда существует как определённая социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.

    Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.

    В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причём вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания, образовательного процесса.

    Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения воспитания.

    Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонентов, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.

    Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

К параметрам экспертизы образовательной среды относятся её:

    модальность, как качественно-содержательную характеристику среды, даваемую с разработанной им типологической точки зрения;

    широта, как структурно-содержательную характеристику среды, показывающую, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду;

    интенсивность, как структурно-динамическую характеристику, показывающую степень насыщения образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;

    осознаваемость, как показатель сознательной включённости в образовательную среду всех субъектов педагогического процесса;

    обобщенность, как показатель степени координации всех субъектов данной образовательной среды;

    эмоциональность, как показатель соотношения эмоционального и рационального компонента в образовательной среде;

    доминантность, как показатель значимости данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

    когерентность, (согласованность) как показатель степени согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;

    социальная активность, как показатель социально ориентированного созидательного потенциала в экспансии данной образовательной среды в среду обитания;

    мобильность, как показатель способности образовательной среды к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;

    устойчивость, как показатель стабильности образовательной среды во времени.

Функции образовательной среды (По А.И. Артюхиной ):

1- интегративная, основывается на предпосылках -

а) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые (ситуацию), сколько на когнитивные представления о них,

б) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения,

в) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы,

г) мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны, что "обеспечивает целостность отражения разносторонних проявлений бытия, обусловленных целостностью человеческой личности и замкнутости процесса обучения на личность обучаемого";

2 - адаптивная, обеспечивает условия полноценного вхождения субъекта в образовательный процесс, нивелируя проявления нормативных и прочих кризисов, способствуя усвоению норм и ценностей образовательной среды, а также преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности;

3 - социокультурная, которая характеризует передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, ориентацию на ценностно-смысловое вхождение человека в культуру.

4- функция профессионально-личностного развития имманентна для образовательной среды особого типа – личностно развивающей, преподавание в которой основано на гуманитарно-личностной парадигме. Критерии, позволяющие охарактеризовать образовательную среду медицинского вуза как личностно-развивающую, то есть как среду профессионально-личностного развития и саморазвития:

В настоящее время, как в науке, так и на практике встречаются разные толкования понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда». Как правило «образовательное пространство» рассматривают в контексте развития образовательных систем региона, города и т.п. Т.е. связывают географически систему образования (дошкольного, общего, профессионального и т.д.) и место, где она функционирует.

По мнению Козырева В.А. самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Под образовательным пространством понимается набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося.

Понятие "образовательная среда" также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (в нашем случае обучающимся).

А.А. Цукер под образовательным пространством понимает место для совершения человеком образовательного движения. Место, в котором человек может двигаться или продвигаться по поводу собственного образования , т.е. генеральное условие любого образования. При этом главный принцип выделения или порождения того или иного пространства является ограничение определенной территории с одновременным обозначением некоторого однородного и равномерно распределенного внутри проведенных границ качества, наличие которого как раз и будет отличать данное пространство от всего остального.

Фомина Т.А. }

© lekar-dv.ru, 2024
Lekar-dv - Медицинский портал